интервью В.Г.Киприянова
«Железка» в Якутии не сдана в эксплуатацию, хотя республика выполнила свои обязательства» — источник
1955
01 июня. Якутия. NVpress — В августе 2013 года на железнодорожной станции «Нижний Бестях» был открыт пассажирский вокзал. Еще через год, в конце августа прошлого года, на станцию пришел первый грузовой поезд, была открыта временная эксплуатация линии «Томмот-Кердем-Якутск». А что сейчас? Когда в Нижнем Бестяхе появится современный транспортно-логистический центр? Кто занимается реализацией проекта и какая текущая ситуация? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор ОАО «Транспортно-логистический центр РС(Я)» Виталий Киприянов.
Приоритетные факторы
«Наше Время»: — Виталий Григорьевич, третий год реализуется проект по строительству траспортно-логистического центра в Нижнем Бестяхе. Как вы можете прокомментировать текущую ситуацию и оценить перспективы проекта?
Виталий Киприянов: — Данному проекту уже много лет. Еще в 2009 году руководством республики ставился вопрос по развитию транспортного узла в Нижнем Бестяхе, в котором ТЛЦ должен был стать его ядром. В течение ряда лет велись переговоры с потенциальными инвесторами, но они отказались из-за неопределенности со сроками ввода в постоянную эксплуатацию участка железной дороги Томмот-Якутск (Нижний Бестях) и другими факторами. Мы с партнерами начали обсуждать участие в проекте два года назад.
«НВ»: — Кто стал партнером?
В.К.: — Основным инвестором в проекте является Холдинговая компания «ИЛИН», главным акционером в которой является Александр Аммосов — известный в республике предприниматель, он года три назад продал контрольный пакет акций Якутцемента и решил вложить значительную часть полученных средств в экономику родной республики. В Холдинговой компании «ИЛИН» есть еще три партнера, в том числе я.
«НВ»: — Исходя из чего вы принимали решение об участии в проекте?
В.К.: – Мы исходили из ряда факторов, к приоритетным из которых можно отнести три.
Во-первых, одной их основных проблем нашей республики является неразвитость транспортной инфраструктуры. Да, наша республика является богатейшим российским регионом по природным запасам. Но она одновременно является и самой большой по площади, занимая более 18 % территории России. Плюс к этому вечная мерзлота и особые условия строительства. Все это делает развитие транспортной инфраструктуры первоочередной задачей. Соответственно, мы исходили из того, что проект является приоритетным для развития региона и будет востребованным.
Во-вторых, всем видно, что благодаря активной работе главы республики Борисова Е.А. и правительства РС (Я) в республике реализуются масштабные проекты федерального и международного значения по добыче и переработке природных ресурсов. Республика Саха(Якутия) становится не только кладовой, но и поставщиком природных ресурсов на мировые рынки. Запуск проекта по добыче редкоземельных минералов в Томторе, перспективы Яно-Колымской золоторудной провинции расширяют перечень уже реализуемых проектов. Таким образом, принимая решение по участию в проекте, мы учитывали перспективы значительного роста грузопотока.
В-третьих, столица республики город Якутск динамично развивается, быстро увеличивается численность населения, которая уже превышает 300 тысяч. Это уже большой город с активным населением, уровень потребления которого постоянно растет. Для обеспечения его жизнедеятельности требуются все больший объем грузов, продуктов питания и пр.
На момент принятия решения об участии в проекте мы исходили из того, что участок железной дороги Томмот-Якутск (Нижний Бестях) будет сдан в декабре прошлого года, будет построен мостовой переход через Лену в районе Табаги, у нас будет основная площадка, которая будет ядром развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе, будет расти производство и соответственно объем перевозимых грузов.
Про железную дорогу, мост через реку и землю
«НВ»: — И что изменилось с того момента?
В.К.: – Главное то, что дорога так и не сдана в постоянную эксплуатацию несмотря на то, что республика полностью выполнила свои обязательства по ее финансированию. Я не буду комментировать причины, могу только отметить, что официальный срок ввода сместился на конец текущего года. Соответственно, это отставание по реализации нашего проекта как минимум на год. Имеется информация, что в связи с возможной сменой генерального подрядчика срок ввода может быть отложен еще на год и более.
Перенос решения по строительству автомобильного моста через Лену является для нас также больным вопросом. Отсутствие моста препятствует круглогодичному завозу товаров в Якутск. Город активно развивается, земля становится дороже. Поэтому выгоднее складское хозяйство было бы перенести в Нижний Бестях. Транспортное плечо через Табагу не самое близкое, но по расчетам более выгодное, с учетом хранения товаров на больших складах.
По поводу земли. На текущий момент Департамент по лесным отношениям РС(Я) заключает договоры аренды лесных участков для строительства объектов, которые сами по себе не являются линейными объектами. Мы считаем, что это ситуация нарушает законодательство. Например, решение по передаче в целевую аренду нашего участка принималось на уровне Правительства РФ. По этому поводу я выступал на заседании комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры в прошлом году, по его итогам был направлен запрос в республиканскую прокуратуру. По имеющейся информации по данному запросу возбуждено судебное производство.
Роста производства в прошлом году, на который мы рассчитывали, в связи с проблемами в экономике не произошло. Учитывая все это, мы делаем коррективы по объемам предполагаемого грузопотока и инвестиционной активности.
«НВ»: – Кстати, а у вас есть опыт работы в области логистики?
В.К.: – У нас не было прямого опыта в этой области и мы приняли решение о привлечении лучших консультантов. Мы заключили договор с компанией KnightFrank, которая занимает в России первое место по консалтингу коммерческой недвижимости, в том числе в части складского хозяйства и логистических комплексов. Кроме этого, мы консультируемся с профессиональными участниками в данной области федерального и республиканского уровней. Мне лично также помогло то, что с 2007 года я работал в крупнейших федеральных лизинговых компаниях, которые в основном специализируются на транспорте.
Мнение о перспективности проекта не изменилось
«НВ»: – Как вы оцениваете перспективы проекта?
В.К.:– Наше мнение о его перспективности не изменилось, но мы внесли определенные коррективы. Рано или поздно значительная часть грузопотока перейдет на железную дорогу, и транспортный узел в Нижнем Бестяхе заработает в полную силу. Будут востребованы складские площади в непосредственной близости от ж/д станции. Тогда на своих 80 га мы сможем принимать значительные объемы груза.
«НВ»: – Что сделано на текущий момент?
В.К.: – В прошлом году был разработан проект транспортно-логистического центра в Нижнем Бестяхе институтом ОАО «Иркутскгипродорнии». На начало года у нас построен железнодорожный тупик,включающий в себя подъездной, маневровый и погрузо-разгрузочный пути общей протяженностью более 1,6 км и площадки для хранения грузов. Также нами решен вопрос с энергообеспечением и подключением к газу.
«НВ»: – Какую работу вы проводите по привлечению инвестиций?
В.К.: — В текущих условиях фактически невозможно привлечь долговое финансирование на приемлемых условиях. Поэтому мы общаемся с компаниями, которые заинтересованы в нашей площадке для развития своего бизнеса. Мы ведем предварительные переговоры с рядом компаний, к крупнейшим из которых можно отнести ОАО “Трансконтейнер”. Мы дали им свое предложение, на текущий момент ждем ответа.
«НВ»: – Как ваша компания сотрудничает с правительством республики?
В.К.:– Республика владеет блокирующим пакетом акций в нашей компании, и мы активно общаемся с правительственными структурами, в первую очередь с заместителем председателя правительства Омуковым В.В. — куратором развития республиканского транспортного комплекса. Виктор Викторович нам помогает решать вопросы с федеральными структурами по развитию ТЛЦ. Также мы тесно сотрудничаем с республиканскими министерствами транспорта и дорожного хозяйства, экономики и имущественных и земельных отношений, государственным комитетом по обеспечению жизнедеятельности населения.
«НВ»:- Когда проект ТЛЦ начнет реально работать?
В.К.:- После внесения изменений в проектную документацию в части включения стрелочного перевода осенью этого года мы можем принимать груз в режиме временной эксплуатации по согласованию с ОАО «Железные дороги Якутии». Данная работа в Нижнем Бестяхе уже проводится коммерческими структурами, я думаю, проблем не будет. После ввода участка дороги в постоянную эксплуатацию, мы сможем начать работу по масштабному развитию нашего проекта, который, по моему мнению, является одним приоритетных для развития республики.
СПРАВКА
ОАО «Транспортно-логистический центр Республики Саха (Якутия)».
Учреждено Республикой Саха (Якутия) в лице министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) (25 % + 1 акция) и ЗАО «Холдинговая компания «ИЛИН» (75 % минус 1 акция).
Дата учреждения – 2 декабря 2013 г.
Основной вид деятельности – транспортная обработка грузов, хранение и складирование, организация перевозок грузов, прочая вспомогательная транспортная деятельность.